Автоматизированными (роботизированными) коробками передач ,совмещающими достоинства механических и автоматических агрегатов, сегодня никого не удивишь.Но новая трансмиссия Volvo Powershift все-таки привлекла внимание специалистов своей необычной конструкцией.

 

Устанавливаемый на модели С30, S40 и V50 с двухлитровыми дизелями 6-ступенчатый агрегат Powershift («переключатель мощности») сами создатели (Volvo Cars в партнерстве с Getrag) называют автоматической трансмиссией. Хотя, по сути, это механическая коробка с автоматизированным переключением передач. Точнее, две коробки и два сцепления, собранные в одном корпусе.

Два мокрых (с маслом в картере) многодисковых сцепления собраны в единый узел таким образом, что включение одного из них вызывает одновременное выключение второго. В сжатом состоянии пакет дисков удерживается гидравлическим поршнем, активируемым процессором коробки передач. Первичных валов тоже два: один вставлен во второй, полый. А дальше начинается самое интересное: коробок практически тоже две. В одной — первая, третья, пятая передачи и задний ход, в другой — вторая, четвертая и шестая. Собраны они в одном корпусе, имеют общий вторичный вал и ряд других деталей, тем не менее, в принципе, это два работающих синхронно и попеременно агрегата. Включаем одну, выключается другая.

Итак, трогаемся. Одно сцепление включилось поджатием поршня, второе — «выжато». Крутящий момент через один из первичных валов, систему шестерен и общий вторичный вал передается далее, к колесам. Устройство привода нас в данной ситуации не интересует. Мы движемся на первой передаче, но блок управления уже включил вторую на не работающей в данный момент коробке. Пора переключаться? Гидравлика поч­ти мгновенно переключает сцепления. Работавшее ранее выходит на холостой ход, «отдыхавшее» берется за дело. Процессор в «спокойной обстановке» заранее включает третью при разгоне или первую, если похоже, что водитель начинает снижать скорость.

Процесс переключения занимает доли секунды и практически не заметен. При желании водитель может перейти в ручной режим, но, как вы понимаете, только секвентивный (последовательный). Передача за передачей, иного конструкция просто не позволит.

Нетрадиционная Power­shift не нуждается ни в гидротрансформаторе, ни в планетарных передачах, ни в изнашивающихся фрикционах. Эта особенность конструкции и моментальность срабатывания исключают потери крутящего момента и мощности двигателя. Достигаемое без ухудшения динамики снижение расхода топлива доходит до восьми процентов, что вполне может считаться выдающимся достижением.

В отличие от разработанной ранее автоматической трансмиссии Volvo Geartronic технология Powershift не допускает потерь мощности и характерных пауз («задумчивости») при переключении передач.Созданная версия Powershift способна передавать крутящий момент до 450 Нм, что делает ее идеальной для агрегатирования с мощными дизельными двигателям