Центр диагностики, начиная осмотр автомашины перед началом ремонта АКПП, всегда обратит внимание на состояние системы управления – важнейшей составляющей коробки передач. Современные автомобили оснащаются двумя видами систем управления – электронными (более передовыми) либо гидравлическими (на недорогих или устаревших моделях):

1. Гидравлическая

Главная артерия системы управления

Часто ремонт АКПП вызывается засорением или нарушением функционирования масляного насоса, напрямую связанного с коленвалом двигателя. Задача масляного насоса – обеспечение постоянного давления в системе гидравлики, включающей передачи, без учета нагрузки на мотор и скорости вращения коленвала.

 

Волшебные клапаны

Система управления коробкой передач гидравлического типа всегда имеет в составе два датчика, а именно: скоростной регулятор и модулятор (клапан-дроссель). Первый размещается на выходном валу АКПП, регулирует давление проходящей через клапан (открывающийся тем больше, чем выше скорость автомобиля) трансмиссионной жидкости. Второй соединяется тросом или с заслонкой дросселя (в бензиновых моторах), или же с рычагом ТНВД (если двигатель работает на дизеле). Давление на клапан-дроссель иногда может подаваться вакуумным модулятором, заменяющим трос.

Два клапана (совместно с клапаном, отвечающим за выбор диапазона) обеспечивают давления, необходимые для переключения передач, а также блокировки трансформатора, исходя из скорости движения машины и нагрузки на мотор. Их работа напрямую влияет на соответствующий клапан переключения.

Клапаны-регулировщики

Подобно полицейскому-регулировщику, клапаны переключения включают передачу, соответствующую конкретной скорости автомашины, подают давление на фрикционные муфты и тормоз. Они объединены в блок – систему каналов с плунжерами и клапанами.

2. Электронная

Каждый мастер по ремонту АКПП знает, что в электронной системе по управлению авто датчики уже не механические, а электронные, хотя принципы работы самой системы те же: скорость и нагрузка на мотор.

Главные электронные датчики

Вход и выход коробки передач «охраняют» датчики, измеряющие частоту вращения. АКПП снабжена и датчиками, показывающими положения и рычага селектора, и педали акселератора, и замеряющими температуры жидкости. ЭБУ АКПП собирает сведения от БУ двигателя, АБС и иных электронных систем автомашины. Такая централизация информации необходима для более точного определения необходимости переключений либо блокировки гидротрансформатора и коррекции алгоритмов переключений.

Муфты, тормозные ленты при электронном управлении АКПП так же, как и при гидравлическом, включаются гидравликой. Но сами гидравлические контуры управляются уже не гидравлическими, но электромагнитными клапанами.

Плюсы электронного управления АКПП

•             Новые режимы работы АКПП: зимний, экономичный, спортивный;

•             Возможность выбора оптимальной передачи водителем (режим Autostick);

•             Самообучение АКПП – подстройка под стиль вождения и коррекция алгоритма переключений исходя из его особенностей;

•             Самодиагностика АКПП - коды неисправностей (указывающие на необходимость ремонта АКПП и ее отдельных узлов) и коррекция работы коробки передач.