Ныне автоматическая коробка переключения передач уже не просто обладает, в отличие от механической КП, гидромеханической составляющей – все чаще производители предлагают роботизированные АКПП, насыщенные электроникой. А также бесступенчатые трансмиссии (вариаторы). Хотя гидромеханическая трансмиссия, ставшая классикой, достаточно распространена и по-прежнему востребована.

 

Автоматический выбор (то есть без непосредственного водительского участия) оптимального режима движения для конкретных условий – вот основное назначение АКПП, цена ее внедрения в производство – повышение функционала и управляемости авто.

Бортовой мозг автомобиля

Центральная составляющая современных АКПП – ЭБУ, то есть электронный блок, управляющий двигателем. Именно он, этот мини-компьютер, отвечает за управление основными функциями: переключение передач, регулировку давления, самодиагностику и запоминание системных ошибок. Исправность этого устройства – залог работоспособности автомобиля, потому столько внимания уделяется диагностике, ремонту ЭБУ.

Расположен ЭБУ под приборной доской, функционирует как аналитический и управляющий центр: обрабатывает информацию от датчиков, регулирует работу систем автомашины. Управление гидромеханикой осуществляется путем подачи напряжения на группу соленоидов (клапанов электромагнитных) и регуляторов давления. Командует устройство и блокировкой гидротрансформатора, регулируя сцепление в АКПП.

Чем управляет ЭБУ? Множеством систем и приборов: топливоподачей, зажиганием, вентилятором охлаждения двигателя, системой самодиагностики, регулирует холостой ход, токсичность выхлопов, участвует в кондиционировании и пр. Так что ремонт АКПП предполагает чаще всего ремонт ЭБУ.

Электронная начинка автомобиля: преимущества

Бортовая электроника делает эксплуатацию машины более безопасной, упрощает управление и диагностику неисправностей. Проверяя при каждом включении АКПП все датчики, исполнительные механизмы, ЭБУ фиксирует кодом ошибки в памяти каждый сбой, выдавая информацию водителю. А при серьезных неполадках включает аварийный режим, обеспечивающий некоторое время движение до Техцентра, где производится диагностика и ремонт ЭБУ, а также, при необходимости, полная замена АКПП. Если же движение невозможно, опасно, устройство блокирует автомобиль.

 

Автоматическое переключение передач с ЭБУ – устройство прогрессивное, поскольку не просто расширяет перечень режимов движения, но и позволяет экономично расходовать топливо, отслеживать состав выхлопов и продлевать срок эксплуатации автомобиля и отдельных его элементов – в частности, двигателя и АКПП. Ценой почти столетних разработок ведущих автомобилестроительных компаний достигнуты современное удобство управления, экономичность и широкий функционал автомашин.

 

Диагностика и также ремонт АКПП упрощаются благодаря наличию ЭБУ: выдавая информацию об ошибках, компьютер косвенно указывает на причину неполадок, ускоряя осмотр автомобиля и устранение сбоя. Хотя диагностические сканеры не отменяют необходимости визуального осмотра, бортовая электроника позволяет экономить время и принимать оптимальные решения о ремонте либо замене АКПП. Так что наличие ЭБУ в АКПП – цена удобства, приспособление, все более приближающее автомобиль к совершенству.