Одной из важнейших деталей автоматической коробки передач служит селектор – устройство, позволяющее выбирать оптимальный для конкретных условий движения режим. Традиционный селектор АКПП – это рычаг, но многие модели оснащены дополнительными кнопками для облегчения управления автомобилем.

Виды селектора АКПП

 

С момента начала эпохи автомашин расположение селектора претерпело некоторую эволюцию и зависит от особенностей авто. Встречается расположение рычага селектора:

•              Подрулевое

Характерно для американских машин, производимых до 90-х годов. Местонахождение селектора на колонке руля обеспечивало удобство управления ввиду компактности расположения, но и позволяло устанавливать расширенное сиденье впереди, вмещавшее трех человек.

•              На приборной панели

Является отличительным признаком АКПП отдельных моделей, выпускаемых в 50-х Chrysler, а также Honda (первых CR-V). Встречается также у японских машин, производимых страной для рынка внутреннего либо американского. Для удобства применяется в некоторых автомобилях с высокой водительской посадкой, минивенах и пр.

•              Напольное

Отличает автомобили  европейских производителей и японские, ориентированные именно на рынок Европы.

 

Сам по себе рычаг-селектор автоматической коробки передач обычно функционирует сменой положения. Кнопочные селекторы встроены в «Чайку» ГАЗ-13, некоторые модели 50-х от Chrysler, Edsel, отечественные автобусы для города ЛиАЗ и МАЗ.

Неполадки селектора АКПП

Самопроизвольное переключение режимов предотвращается различными системами защиты селектора. Это блокирующая кнопка (при напольном расположении), алгоритм перемещения рычага (подрулевое расположение), предполагающее сначала движение рычага на водителя, а потом включение нужного положения. Распространены ступенчатые прорези рычага, прием «утапливания» перед переключением. Прогрессивным является также наличие устройства, связывающего смену режима селектора АКПП с нажатием педали тормоза.

Однако, как и любое устройство, селектор АКПП совершенным не является, и периодически может выходить из строя. Ремонт АКПП и селектора, в частности, может быть вызван чересчур агрессивным управлением, вызывающим перегрев устройства (при несоблюдении переключения режимов в холода) либо поломку (при включении Park или Задний ход до полной остановки, неверном буксовании). Неправильное управление автомобилем, в котором имеется автоматическая коробка передач, часто вызвано привычкой водителя, сменившего привычную механику на автоматику.

Симптомами неполадок в селекторе является и нефункционирование фонарей заднего хода и отсутствие сигнала. Причиной может являться загрязнение и истощение смазки в контактах, что потребует  ремонта ЭБУ или полной замены АКПП. Ныряние машины в лужи может стать причиной залива датчика селектора, что проявится появлением ошибок в показателях.

Методика ремонта селектора АКПП

Опасность от отсутствия своевременной диагностики и ремонта АКПП – снижение управляемости автомобиля и, как следствие, повышение аварийности движения. Часто выход из строя автомобиля с АКПП – цена водительской беспечности, недостаточного мастерства и опыта либо же необходимость замены АКПП ввиду износа отдельных узлов.

Практика показывает, что  не столько сложен сам ремонт ЭБУ и селектора, как разборка устройства.  При недостатке технических знаний и опыта авторемонтных работ разбирать автоматическую коробку передач самостоятельно не рекомендуется, что бы там ни внушалось многочисленными рассказами на веб-сайтах умельцев. Каждая модель все-таки имеет свою специфику и слабые стороны, потому выгоднее производить ремонтные работы в техцентрах – сберегутся силы и время.

При компьютерной диагностике неисправностей стоит помнить, что простое стирание кодов ошибок  - не решение проблемы, поскольку не устраняет причины сбоя устройства. После процедуры диагностики происходит разборка АКПП, визуальный осмотр, промывка контактов селектора, удаление старой смазки, нередко зачистка, ремонт ЭБУ или замена отдельных узлов, смазывание деталей. После чего происходит сборка устройства или замена АКПП, непригодной для дальнейшего функционирования машины.

Неправильная сборка АКПП – цена последующих ошибок датчика селектора, который станет показывать неверные данные, и ремонт АКПП потребуется снова. Еще и поэтому стоит выбирать надежные СТО, а лучше – специализированные Центры восстановления АКПП. Обратившись в «Автоматиктрейд» в Санкт-Петербурге, можно быть абсолютно уверенным в высоком качестве ремонтных работ с АКПП: цена вопроса – безопасность водителя и окружающих, долговечность службы автомобиля. Профессиональное оборудование, оригинальные запчасти, квалификация и опыт персонала – вот лучшие гарантии качества наших услуг.