Одной из самых распространенных неисправностей в коробках-автоматах является плохое и несвоевременное переключение скоростей. Некоторые из причин этой неисправности устранить без снятия автомата невозможно. Но в большинстве случаев этот дефект устраняется без снятия автомата с машины.

Переднеприводные автоматы машин марок «Камри», «Виста», «Ка­рина», «Спринтер», имеющие механическое переключение скоростей, можно исправить, не снимая автомат с машины. Достав переключатель, внимательно его осмотрите, обратив особое внимание на ход плунжера внутри переключателя. Плунжер должен легко, без заеданий, двигаться внутри, перекрывая отверстия входа и выхода масла. Если плунжер заедает, его необходимо вытащить, хорошо промыть в бензине, продуть сжатым воздухом и плунжер, и гнездо, где он ходит. Если это не помогло, попробуйте шлифануть его очень мелкой наждачной бумагой. Шлифуйте до тех пор, пока плунжер не станет без заеданий ходить в своем гнезде.

Практика показывает, что к шлифовке прибегают очень редко, только на очень старых машинах, в которых масло до того грязное, что на плунжере образуются наслоения грязевой пыли, которые мешают плунжеру свободно перемещаться в своем гнезде.

Кроме плунжера в данных переключателях скоростей имеется косозу-бая пластмассовая шестерня, расположенная на валу переключателя. При резко быстрых переключениях ее пластмассовые зубья срезаются или ста­чиваются. В этих переключателях нет уплотнительных масляных колец, т.к. герметичность обеспечивается плотной подгонкой деталей.

На заднеприводных автомобилях фирмы Тойота («Чайзер», «Марк-2», «Краун», «Креста», «Кариб», «Корона», «Мастер-Айс-Сурф», «Таун-Айс», «Королла») переключатель скоростей находится в хвостовом отсеке на ведущем валу с карданным соединением. Чтобы до него доб­раться, необходимо снять кардан, открутить хвостовик, предварительно слив из коробки масло и, не снимая переключатель с вала, проверить его на заеда­ние плунжера. Если плунжер чувствительно заедает, то Вы нашли неисп­равность и Ваша задача - ее устранить.

Опыт показывает, что причиной заедания являются мелкие пес­чинки, осаждающиеся в масле. Попадая под плунжер, они замедляют его движение и в конце концов стопорят его в каком-то положении. Стоит расходить его туда - сюда, хорошо продуть сжатым воздухом, и движение плунжера восстановится.

У переднеприводных автомобилей фирмы Ниссан механические переключатели стоят на «Ниссан-Сани», «Блюберд», «Пульсар»,«П-рерия», «Марч».

Центробежные переключатели находятся в очень доступных мес­тах. Снять их оттуда не составляет большого труда. В этих переключателях тоже заедает плунжер, но часто выходит из строя и косозубая пластмассовая шестерня. На этих автоматах нет масляных уплотнительных колец, т.к. очень точно выполнена подгонка дета­лей. На некоторых коробках этой фирмы стоят латунные косозубые шестерни, закрепленные на валу тонким штифтом. Шестерни при уда­рах и резком переключении скоростей ломаются в месте крепления. У заднеприводных автоматов центробежные переключатели расположе­ны как у Тойот.

У автомобилей фирмы Хонда коробки-автоматы сконструиро­ваны так, что ни к центробежному переключателю, ни к фильтру, ни к клапанному механизму добраться совершенно невозможно. В этой ко­робке нет поддона.

В заднеприводных коробках-автоматах, конструктивно похо­жих на автоматы фирмы Тойота, неисправность в механическом пере­ключателе устраняется так же, как и на автоматах Тойоты.

Автомат 4-ВД автомобиля «Леона» фирмы Субару похож на заднеприводные ниссановские автоматы: те же блоки муфт, размер и конфигурация дисков. Только центробежный переключатель имеет свою особенность - три масляных уплотнительных кольца, которые после 50-60 тысяч километров пробега стачиваются, и в результате 3-я скорость перестает включаться совсем или включается, но на боль­ших оборотах двигателя.

Коробка 4-ВД от «Субару-Легаси» - электронная. Переключе­ние скоростей происходит за счет импульсивного датчика электрон­ного блока и электромагнитных клапанов. Центробежного переклю­чателя в этой коробке нет, поэтому при возникновении сбоев в пере­ключении необходимо обратиться к специалисту по электронике. Вам в этой коробке делать практически нечего, за исключением некоторых работ, связанных с заменой масла и фильтра.

Фирма Сузуки производит коробки-автоматы, известные нам по автомашине «Сузуки-Сантана». Это переднеприводный автомат, конструктивно похожий на автоматы машин «Ниссан-Санни» и «Нис-сан-Блюберд», поэтому при их ремонте ориентируйтесь на автоматы фирмы Ниссан. Так - же почти ничем не отличаются автоматы фирмы Ауди. Тот же корпус с двумя отдельными друг от друга картерами в одном из которых находится дех-рон, а в другом гипоидное масло для смазки шестерен редуктора, дифференциала.

Очень важно помнить об этом в том случае когда коробка сни­мается и ремонтируется, так как масло сливается и заливают иногда после ремонта и установки только дехрон через щуп, а в редуктор не заливают, думая что он смазывается дехроном. В итоге через 3-4 дня хорошей езды, редуктор выходит из строя и ремонту не подлежит.

Важнейшим условием безаварийной эксплуатации всех без ис­ключения коробок-автоматов является необходимый уровень масла, его чистота и чистый, а значит, работоспособный фильтр. Именно от того, насколько чистое масло и чистый фильтр, зависит, как долго будет ра­ботать автомат. В любом подержанном автомобиле, где бы Вы его ни приобрели, всегда находится отработавшее свой срок масло и забитый, в разной степени, масляный фильтр. Поэтому, купив подержанный ав­томобиль, первое, что Вам необходимо сделать - это заменить или почи­стить масляный фильтр и сменить масло. Это необходимо сделать даже в том случае, если цвет масла нормальный, нет горелого запаха, уровень масла в норме, переключение скоростей происходит без пробуксовок.

Поменять масло полностью, не разбирая коробки, практически не­возможно, поэтому рекомендуется слить старое масло, залить новое и по­ездить на машине на всех скоростях, переключая ручку скоростей. Начи­ная движение, ставьте рукоятку переключения скоростей на 1 или L, потом на 2, на Д и почаще используйте заднюю скорость. Это делается для того, чтобы все блоки и муфты скоростей, муфты мокрых тормозов и тор­мозные ленты побывали в работе. В этом случае свежим маслом омыва­ются все детали коробки, вымываются частицы грязи и наслоения, ско­пившиеся в лабиринтах клапанного механизма за период эксплуата­ции автомобиля. Отработавшее 100 километров масло надо слить в 20-литровую емкость, залить новое масло и на таких же режимах поездить и опять слить масло в эту же емкость. И так 3-4 раза.

Убедившись, что масло сливается почти чистое, последний раз залейте новое масло и эксплуатируйте машину несколько лет, не про­изводя никаких операций с маслом, но не забывая следить за его уров­нем и устранять появляющиеся подтеки. Да, такая замена масла сто­ит недешево, но гораздо дороже Вам обойдется ремонт коробки-авто­мата в случае его поломки из-за грязного масла.

Такая замена масла эффективна лишь в том случае, когда авто­мат работает исправно, но масло в нем никогда не менялось, не чис­тился фильтр и не вскрывался поддон. Для замены масла открутите в поддоне пробку и слейте отработанное масло, снимите поддон. Сни­мите с клапанного механизма масляный фильтр.

Если нет нового фильтра - не беда, развальцуйте бокорезами ста­рый фильтр, все детали его промойте в бензине, особен­но сетку фильтра, продуйте ее воздухом, можно от ножного насоса. Соберите и завальцуйте фильтр, поставьте его на место. Промыв под­дон с магнитом, установите его, убедившись в целости прокладки под­дона. Теперь, когда все это проделано, приступайте к замене масла. Можно обойтись и без замены масла, если оно нормальное, и с короб­кой нет проблем, но вскрыть поддон и прочистить фильтр нужно обя­зательно. Никогда не допускайте снижения уровня масла, хотя бы раз в неделю проверяйте его уровень на прогретой, с работающим двига­телем, машине. Старайтесь поддерживать уровень масла выше верх­ней метки. Масло на щупе проверяйте очень тщательно, так как дета­ли, вращающиеся в коробке, забрызгивают щуп, искажая показания настоящего уровня.

Есть некоторые автомобили, у которых невозможно заменить масля­ный фильтр, снять и поменять поддон. К таким автомобилям относятся ма­шины фирмы Хонда различных моделей. Коробки фирмы Мицубиси на ав­томобилях «Талант», «Итерна», «Лансер», «Шариот» имеют одноразовые фетровые фильтры, восстановить которые невозможно, а новый приобрести очень сложно. Такой фильтр нужно просто снять и выбросить, т.к. он рас­считан на 50000 километров пробега, после чего он должен быть заменен на новый. Менять его никто не меняет ни в Японии ни у нас. Именно поэтому самые частые клиенты, ремонтирующие коробки скоростей, это владельцы автомобилей фирмы Мицубиси. У этих машин одна и та же поломка, связан­ная с забивкой фильтра и потерей магистрального давления в коробке-авто­мате. С потерей давления начинают пробуксовывать диски в муфтах скоро-

стей. Пыльца с фрикционных дисков попадает не только на фильтр, но и на сетки электрических клапанов, забивая их. Клапана отказывают в работе, что приводит к выходу из строя электронного блока переключения скорос­тей.

У всех остальных машин фильтр можно разобрать и прочистить, так как стальная или латунная сеточка легко чистится от грязи и продувается. Если фильтр визуально чист, то его можно не вскрывать, не развальцовы­вать, а просто промыть в бензине и хорошо продуть воздушной струёй дав­лением в 5-6 атмосфер. Продувать надо с обратной стороны, чтобы грязь, которая осталась после промывки, вылетела в маслоприемное окно.

При ударе поддона коробки-автомата необходимо остановиться и про­верить поддон. Если в поддоне течи масла нет, но имеются вмятины, и после удара Вы заметили ухудшение в работе коробки, то необходимо снять под­дон и проверить, какие дефекты появились в результате удара

Самая большая неприятность, когда после удара появляется трещина или ломается часть клапанного механизма, или появляется вмятина в нем. В этом случае остается только одно сдать коробку в ремонт. Однако чаще все­го при ударе может сплющиться масляный фильтр или, в некоторых короб­ках, могут сильно погнуться трубки, перекрывая доступ масла к муфтам скоростей; произойти сдвиг коробки с двигателем относительно рычага пе­реключения скоростей. Все эти дефекты можно исправить самостоятельно. Фильтр развальцевать, молоточком выправить корпус фильтра, заодно про­мыть и продуть сеточку и собрать. Трубки разогнуть и выпрямить. Если ко­робка сместилась незначительно, но при этом ни на паркере, ни на нейтрал­ке стартер не включается, то лучше оставить коробку в этом положении и заново отрегулировать рычаг переключения скоростей.

Тросик, идущий от дроссельного клапана, вторым концом закреп­лен на рычаге заслонки карбюратора или электронного впрыска. отрегулирован он на заводе на переключение скоростей в пределах 2200-2500 оборотов двигателя при движении по ровной дороге - без подъемов и спусков. Если коробка без изъянов, тросик не разрегулиро­ван, а переключение происходит на 5000 оборотов, то очень может быть, что все дело в заедании тросика в собственном чехле. Отсоедините тро­сик от рычага карбюратора, залейте в чехол немного масла и расходи-те тросик в течение 10-15 минут. Нормальное движение тросика восста­новится. Этот метод проверен не на одной коробке.

После установки отремонтированной коробки или ее замены бывает, что слесари, не знающие о регулировке тросика, закрепляют его «на глазок», отчего нарушается переключение скоростей. Тогда подскажите им, как восстановить нормальное переключение, или сде­лайте сами так, как я рекомендую. Помните, что натягивая тросик, Вы увеличиваете число оборотов двигателя, при котором происходит переключение скоростей, а отпуская тросик, уменьшаете. Изменяя натяжение тросика, можно настроить свой автомобиль на переключение скоростей при 1000 или 5000 оборотов двигателя, по вашему желанию. Но для езды по дорогам различного профиля самое нормальное, когда переключение происходит при 2100-2500 оборотов двигателя. Эта рекомендация выработана мной на основе 7-летнего опыта ремонта и регулировки всех марок автомашин.

Если же манипуляции с тросиком не дают желаемого результа­та, значит, застопорило дроссельный клапан, и тросиком его нельзя сдвинуть с места. В этом случае без снятия и ремонта коробки обой-

нельзя. Нельзя также перенатягивать тросик и слишком ослабевать, так как при резком нажатии на педаль газа (акселератора), происходит эффект кик -даун, то есть быстрое переключение на пониженную передачу. Если тро­сик будет перетянут, то автомобиль даже не при резком а нормальном нажа­тии на педаль газа будет переключаться на пониженную передачу уж очень часто без всякого повода. А при слабой натяжке наоборот этот эффект будет срабатывать очень плохо и не своевременно. В нужную минуту особенно при обгоне его может и не быть.

В некоторых переднеприводных автоматах, чаще производства фирмы Тойота, в масло попадает охлаждающая жидкость. Это происходит из-за нарушения герметичности масляной трубки внутри водяного радиатора ох­лаждения двигателя. Давление в радиаторе больше, и в образовавшуюся щель проникает охлаждающаяся жидкость. Это плохо тем, что охлаждающаяся жидкость, смешиваясь с маслом, образует пенную эмульсию, которая, заби­вая масляный фильтр, уменьшает давление в магистрали. В этом случае не­обходимо менять радиатор и несколько раз сменить масло, как это описано выше. Менять масло нужно до тех пор, пока на щупе не перестанут появ­ляться белый налет и пена. Если нет возможности заменить радиатор, по­ставьте рядом с ним временный.