Каждая коробка передач содержит достаточно большое ко­личество вспомогательных деталей, без которых невозможна ее нормальная работа. К вспомогательным деталям, используе­мым в АКПП, можно отнести прокладки, уплотнения, втулки, подшипники, упорные шайбы и стопорные кольца.

Прокладки и уплотнения позволяют предотвратить утечку масла из картера и из системы управления трансмиссии.

Втулки, подшипники и упорные шайбы позволяют фиксиро­вать валы и другие элементы относительно картера трансмис­сии как в осевом, так и радиальном направлениях.

С помощью стопорных колец осуществляется фиксация де­талей относи гельно валов или картера от перемещения в осе­вом направлении.

1. ПРОКЛАДКИ

Для изготовления прокладок, используемых в трансмиссиях с АКПП, применяется достаточно широкий спектр материалов. Используются прокладки из бумаги, пробки, резины, пластмас­сы или из синтетических материалов. В некоторых случаях ис­пользуются композитные прокладки, которые изготавливаются из двух или большего количества указанных выше материалов.

В зависимости от назначения прокладка должна иметь опре­деленную сжимаемость. Сжимаемость - это способность про­кладки деформироваться под действием сдавливающего ее усилия, что необходимо для компенсации дефектов поверхнос­тей, между которыми она устанавливается. Сжимаемость оце­нивается величиной относительной деформации прокладки, вы­раженной в процентном отношении. Относительная деформа­ция определяется отношением величины деформации проклад­ки, под воздействием максимально допустимого усилия сжатия, к ее толщине в свободном состоянии.

Прокладки, сжимаемость которых меньше 20%, относятся к жестким. Прокладки со сжимаемостью более 20% называются мягкими. Обычная бумажная прокладка - типичный представи­тель жестких прокладок, а прокладки, изготовленные из пробки или резины, относятся к мягким прокладкам.

Жесткие прокладки используются в тех случаях, когда обе со­прягаемые поверхности хорошо обработаны и обладают доста­точной жесткостью.

В качестве примера можно привести плоскости соединения клапанной коробки и картера трансмиссии, которые имеют хоро­шую механическую обработку и обладают высокой жесткостью.

Жесткие прокладки позволяют в течение длительного време­ни сохранять постоянным сжимающее их усилие, обеспечивая тем самым надежную герметичность стыка соединяемых с их помощью деталей.

Мягкие прокладки позволяют получить хорошую герметич­ность стыка в тех случаях, когда одна или обе сопрягаемые дета­ли имеют небольшую жесткость. Примером такого соединения может служить масляный поддон, изготовляемый, как правило, методом штамповки. Поверхность картера обладает достаточно хорошей жесткостью в то время, как фланец масляного поддона легко деформируется. Мягкая прокладка в этом случае позволя­ет компенсировать ту деформацию, которая возникает на флан­це масляного поддона при его закреплении к картеру.

Следует отметить, что мягкие прокладки не способны в тече­ние длительного времени сохранять постоянным сжимающее их усилие, что может приводить к снижению герметичности стыка соединяемых деталей.

Прокладки, используемые в современных трансмиссиях с АКПП, можно разделить на два типа:

• прокладки для установки масляного поддона;

• прокладки, используемые для соединения различных узлов АКПП.

Прокладки для установки масляного поддона На большинстве трансмиссий с АКПП для установки масляно­го поддона используются мягкие прокладки, толщина которых может быть от 1,5 до 3,0 мм. В трансмиссиях автомобилей более ранних годов выпуска прокладки масляного поддона изготавли­вались из пробки, которая обладает хорошими уплотнительными свойствами, но пригодна лишь для одноразового использова­ния, поскольку с течением времени теряет свои свойства. Теперь в качестве прокладок масляных поддонов используются компо­зитные прокладки, изготавливаемые из пробки и резины. Резина обеспечивает стабильность свойств прокладки и увеличивает ее способность в течение длительного времени сохранять постоян­ным стягивающее усилие.

В некоторых трансмиссиях устанавливаются многослойные прокладки, с расположенным в средней части ее толщины жест­ким каркасом. Есть композитные прокладки, у которых в местах установки болтов используются металлические шайбы. Назна­чение жесткого каркаса и металлических шайб - предохранить прокладку от пластической деформации в случае, если момент затяжки болтов превысит допустимую величину. В большинстве же случаев в качестве материала прокладок масляного поддона используется резина, изготовленная из синтетического каучука. В ряде трансмиссий вообще отсутствует прокладка масляного поддона, а вместо нее используют засыхающий при комнатной температуре герметик, непрерывный валик которого укладыва­ют по всему периметру фланца масляного поддона.

Современный уровень развития технологии позволил разра­ботать прокладки масляного поддона многократного примене­ния. Эти прокладки изготовлены из эластичной резины, которая с течением времени не растрескивается и сохра­няет работоспособность в ус­ловиях высоких температур.

Прокладки, используе­мые для соединения различ­ных узлов АКПП

Для герметизации гладких и жестких сопрягаемых по­верхностей, например между картером и консолью, карте­ром и клапанной коробкой, картером и насосом и т.п., используются жесткие про­кладки. Они, как правило, из­готавливаются из тонкой бу­маги. Тонкие бумажные про­кладки желательно исполь­зовать в тех случаях, когда необходимо обеспечить большое усилие затяжки болтов и обеспечить стабильность этого усилия в те­чение длительного времени.

В дополнение к обеспече­нию герметичности бумажные прокладки, установленные между распределительной плас­тиной и клапанной коробкой, имеют и другое функциональное назначение, а именно участвуют в процессе распределения по­токов масла в различные контуры системы управления или из одной части клапанной коробки в другую.

Производители трансмиссий часто используют эти проклад­ки для модификации системы управления в случае использова­ния одной и той же трансмиссии без изменения картера и кла­панной коробки на автомобилях различных моделей. С помо­щью прокладок, установленных между двумя частями клапанной коробки, можно открывать или закрывать доступ масла в опре­деленные каналы системы управления или изменять диаметры проходных отверстий.

Во время обслуживания и ремонта трансмиссии установка бу­мажных прокладок с использованием герметика не рекомендует­ся, если это специально не оговорено в инструкции завода-про­изводителя. В большинстве случаев для обеспечения хорошей герметичности вполне достаточно аккуратно зачистить сопрягае­мые поверхности и использовать качественные прокладки.

Ни в каких случаях для прокладок насоса и клапанной короб­ки нельзя использовать герметик, поскольку часть герметика может попасть в гидросистему и блокировать каналы или вы­звать залипание клапанов.

2. УПЛОТНЕНИЯ

В настоящее время в трансмиссиях с АКПП используются три типа уплотнений: резиновые, металлические и тефлоновые. Из Резины изготавливаются уплотнительные кольца с круглым и квадратным поперечным сечением и манжетные уплотнения, а из металла и тефлона изготавливаются разрезные уплотнитель-ные кольца и кольца со специальным замком.

Статические и динамические уплотнения

Все уплотнения разделяются на два типа: статические и дина­мические. Статические уплотнения используются для гермети­зации соединения двух неподвижных относительно друг друга деталей. Эти уплотнения весьма чувствительны даже к неболь­шому относительному движению, в результате которого они мо­гут оказаться поврежденными, и в этом месте возникнет утечка.

Динамические уплотнения устанавливаются между движу­щимися относительно друг друга деталями. Динамические уп­лотнения используются в тех случаях, когда имеется относи­тельное осевое или вращательное движение деталей.

Резиновые уплотнения

В трансмиссиях с АКПП ранних разработок использовалось достаточно малое количество резиновых уплотнений, но в даль­нейшем с развитием технологий производства маслостойких резин разработчики стали активно использовать в своих конст­рукциях такие уплотнения. В современных АКПП резиновые уп­лотнения устанавливаются более чем в 20 местах.

Резина, используемая для изготовления уплотнений, должна отвечать трем основным требованиям:

• обладать высокой износостойкостью;

• быть маслостойкой;

• иметь хорошую эластичность и обеспечивать герметич­ность уплотнения в широких пределах изменения рабочей температ /ры.

Уплотнения с низкой износостойкостью быстро изнашивают­ся, особенно в тех случаях, когда по какой-либо причине им при­ходится работать в условиях масляного голодания, т.е. практи­чески всухую. Если резина несовместима с маслом для АКПП, то она становится мягкой, раздувается, и уплотнение, изготовлен­ное из такой резины, быстро выходит из строя. Некоторые сор­та резины при работе в условиях низких температур становятся ломким и растрескиваются. Другие сорта при эксплуатации в условиях высоких температур становятся слишком мягкими, и уплотнение начинает пропускать масло.

Все перечисленные выше обстоятельства приводят к тому, что уплотнение начинает терять свои свойства и как внутри, так и с внешней стороны АКПП, появляются непредусмотренные утечки масла, которые могут приводить к падению давления в различных контурах системы управления, плохому качеству пе­реключения передач и т.п.

Состав резины, используемой для производства уплотнений

Резина, изготовленная из естественного каучука, не отвечает тем требованиям, которые были перечислены выше. Поэтому в современных трансмиссиях с АКПП используются уплотнения, ^готовленные из искусственной резины, свойства которой наи­более отвечают предъявляемым к ней требованиям. В настоящее время разработаны такие сорта резины, уплотнения из которых превышают срок службы самих АКПП. Такой прогресс увеличения ресурса уплотнений является прежде всего результатом много­численных исследований в области синтеза состава резины.

Первоначально резиновые уплотнения изготавливались из искусственной резины, называемой неопреном. По сравнению с резиной из естественного каучука неопрен был менее ломок, обладал лучшей маслостойкостью и сохранял свои свойства в более широком диапазоне рабочих температур. Однако нео­прен значительно уступает современным сортам искусственной резины, из которых изготовляются теперь уплотнения.

Искусственные резины, используемые в транрмиссиях с АКПП, можно разделить на четыре сорта:

• нитриловые;

• полиакриловые;

• кремнийорганические;

• фторэластомеровые. Нитриловая резина

- Нитриловая резина обладает хорошей износостойкостью и маслостойкостью. Кроме того, она хорошо сохраняет свои свойства при температуре от -54 до + 107"С.

Нитриловая резина может длительное время работать в ус­ловиях высоких температур, но работа при низких температурах приводит к быстрой потере ею своих свойств. Уплотнения из ни-триловой резины обычно имеют черный или серо-черный цвет.

Нитриловая резина по отношению к другим сортам имеет са­мую низкую стоимость, но из-за плохой работоспо­собности при низких температурах уплотнения из такой резины используются в трансмиссиях с АКПП все реже, уступая место уп­лотнениям, изготовленным из более совершенных сортов резины.

Полиакриловая резина

Полиакриловая резина обладает средней износостойкостью, но имеет при этом высокую маслостойкость. Преимущество по­лиакриловой резины по сравнению с нитриловой состоит в том, что она лучше работает при высоких температурах и имеет бо­лее высокое значение предельно допустимой рабочей темпера­туры (177°С). Так же как и нитриловая резина, по­лиакриловая резина имеет черный или серо-черный цвет.

Стоимость полиакриловой резины несколько превышает сто­имость нитриловой, и, кроме того, она также не совсем хорошо работает в условиях низких температур. Однако, несмотря на указанные недостатки, уплотнения из полиакрило­вой резины достаточно широко используются в трансмиссиях с АКПП, особенно для герметизации насоса и поршней гидроци-линдров и гидроаккумуляторов.

Кремнеорганическая резина

Она относится к мягким сортам резины, которые имеют отно­сительно низкую износостойкость, обладая при этом высокой маслостойкостью. Основное преимущество кремнийорганичес­кой резины состоит в том, что она способна работать в доста­точно большом диапазоне рабочих температур от -62 до +177°С . Кремнийорганическая резина обычно имеет крас­ный или оранжевый цвет, но иногда бывает серого или синего цвета.

К недостаткам кремнийорганической резины следует отнес­ти ее более высокую стоимость, низкую стойкость к некоторым сортам масла и относительную мягкость. Последнее обстоя­тельство является причиной недостаточной износостойкости уплотнений, изготовленных из кремнийорганической резины. В трансмиссиях с АКПП кремнийорганическая резина использует­ся, как правило, для герметизации масляного насоса.

Фторэластомеровая резина

Эта резина имеет хорошую маслостойкость и износостой­кость. Кроме того, эта резина сохраняет свои свойства в очень широком диапазоне температур от -40 до+316° С . Фторэластомеровая резина обычно имеет коричневый или чер­ный цвет, но может также быть синего или зеленого цвета.

Главный недостаток фторэластомеровой резины - ее высо­кая стоимость по сравнению со всеми другими сортами резины. Из-за этого использование уплотнений из фторэ­ластомеровой резины ограничивается только несколькими мо­делями трансмиссий. Причем следует отметить, что замена в этих моделях уплотнений из фторэластомеровой резины на уп­лотнения, изготовленные из другой резины, не рекомендуется.

Типы уплотнений из резины

В настоящее время в трансмиссиях с АКПП можно встретить три типа резиновых уплотнений:

• уплотнительные кольца с квадратным поперечным сечени­ем'(square-cut);

• уплотнительные кольца с круглым поперечным сечением (O-ring);

• уплотнения с выступом (Lip). Уплотнительные кольца с квадратным поперечным сечением Уплотнительные кольца с квадратным поперечным сечением используются как в качестве динамических, так и ста­тических уплотнений. Эти уплотнения изготавливают из резино­вых труб, которые с помощь ю токарного станка разрезаются на отдельные кольца.

В качестве динамических уплотнительные кольца с квадрат­ным сечением используются в поршнях гидроцилиндров и гид­роаккумуляторах. Внешний диаметр этих уплотнений должен быть таким, чтобы при установке в цилиндрическую расточку происходило распирание кольца в канавке. Сила упру­гости сжатого кольца обеспечивает прижатие его внешней по­верхности к цилиндрической поверхности расточки, а его внут­ренней поверхности - к основанию канавки поршня.

На показана установка типового уплотнительного кольца в поршне гидроцилиндра. Обратите внимание на то, что при сжатии уплотнение прижимается к поверхности расточки и основанию канавки. Давление масла дополнительно прижимает уплотнительное кольцо к боковой стенке канавки. В результате такие уплотнительные кольца способны удерживать очень высо кое давление. Причем они обладают двусторонней герметизи­рующей способностью

Уплотнительные кольца с прямоугольным поперечным сече­нием не могут обеспечить герметичность соединения в случае вращательного движения. Вращательное движение вызовет скручивание уплотнения, в результате чего оно быстро выйдет из строя.

Уплотнительные кольца с круглым поперечным сечением Уплотнительные кольца с круглым поперечным сечением так же, как и уплотнительные кольца с квадратным поперечным сечением, устанавливаются в канавку и за счет уп­ругой деформации обеспечивают герметичность двух сопрягае­мых деталей.

Такие кольца используются для уплотнения неподвижного соединения сопрягаемых деталей (валов, цилиндров, модуля­торов, крышек гидроцилиндров ленточных тормозов, гидроак­кумуляторов и т.п.). В случае подвижного соединения уплотни­тельные кольца с круглым поперечным сечением можно исполь­зовать только при небольших осевых перемещениях (например, в поршне гидроцилиндра ленточного тормоза), но их нельзя ис­пользовать р случае вращательного движения. В случае боль­ших осевых перемещений поршня уплотнение будет скручи­ваться, может оказаться поврежденным и станет неспособным выполнять свои функции.

Уплотнения с выступом

Уплотнения с выступом так же, как и уплотнительные кольца с круглым и гоямоугольным сечением, изготавливаются из ис­кусственной резины. Они относятся к динамическому гипу уп­лотнений и используются для герметизации вращающихся ва­лов и поступательно движущихся поршней. Этот тип уплотнения называется радиальным манжетным уплотнением.

Уплотнения с выступом, предназначенные для уплотнения вращающихся валов, имеют металлический каркас, благодаря которому они могут плотно устанавливаться в спе­циально подготовленном отверстии картера трансмиссии. Ре­зиновая часть уплотнения привулканизирована к металличес­кому каркасу. Кроме того, внутри резиновой части уплотнения расположена прижимная пружина, имеющая форму замкнутого кольца, назначение которой прижимать выступ к вращающему­ся валу. Правда, следует отметить, что в некоторых случаях в уплотнении может отсутствовать прижимная пружина.

Радиальные манжетные уплотнения используются для герме­тизации входного и выходного валов АКПП, а также в гидротран­сформаторе для уплотнения вала турбинного колеса. Их основ­ное назначение - предотвращение вытекания масла из картера трансмиссии и попадания в него грязи.

Радиальные манжетные уплотнения не предназначены для работы в условиях высокого давления, величина максимального давления, при котором они могут нормально работать, не долж­на превышать 103 кПа.

Уплотнения с выступом, используемые для герметизации поршней сервоприводов, в отличие от манжетных радиальных уплотнений способны удерживать достаточно высо­кое давление.

Принцип работы такого типа уплотнений заключается в упру­гой деформации выступа. Выступ, диаметр которого должен быть больше диаметра расточки цилиндра, при установке от­клоняется и за счет упругой деформации плотно прижимается к Цилиндрической поверхности, обеспечивая тем самым качест­венное уплотнение. Кроме того, в случае использования такого Уплотнения в поршне давление масла, подаваемое в бустер, до­полнительно прижимает выступ к поверхности отверстия. Вы­ступ уплотнения легко скользит по диаметру расточки, что поз­воляет поршню перемещаться в любом направлении.

Металлические уплотнительные кольца

Металлические уплотнительные кольца обычно изготавлива­ет из стали, чугуна, бронзы или, в редких случаях, из алюминия. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы обла­

Выступ

дать хорошими уплотнительными свойствами, и в то же время достаточно прочными, чтобы выдерживать напряжения, возни­кающие в них во время работы. Металлические уплотнительные кольца используются для уплотнения вращающихся деталей и устанавливаются в тех местах, где через уплотне­ния допустимы некоторые утечки. Наличие таких утечек позво­ляет обеспечить смазку подшипников и втулок.

Хотя такие уплотнения предназначены прежде всего для гер­метизации вращающихся деталей, но иногда их используют и для герметизации совершающих возвратно-поступательное движение поршней гидроцилиндров и гидроаккумуляторов.

Металлические кольца могут также использоваться для уп­лотнения неподвижных соединений, однако такое их примене­ние в АКПП весьма ограничено.

Металлические уплотнительные кольца по форме аналогичны поршневым кольцам двигателя. Чугунные кольца изготавливают из той же самой марки чугуна, что и поршневые кольца, и покрЫ' вают никелем, хромом или оловом. Алюминие­вые кольца, которые ис­пользуются, например, в скоростном регулято­ре трансмиссии фирмы Ford AXOD, покрыты те­флоном.

Уплотнительный эф­фект металлического кольца достигается за счет прижатия давлени­ем масла к стенке ка­навки и цилиндрической поверхности отверстия.

Металлические уп­лотнительные кольца имеют два типа соедине­ния их двух концов: тор­цевое и замковое . Торцевое со­единение используется в тех случаях, когда че­рез уплотнительное кольцо допустима не­большая утечка, ис­пользуемая, например, в некоторых в случаях для смазки какого-ли­бо элемента АКПП. Ме­таллические уплотни­тельные кольца с зам­ковым соединением используются в тех случаях, когда утечка масла через кольцо не желательна.

Уплотнительные кольца из тефлона

Такие кольца в современных трансмиссиях все больше и больше вытесняют металлические уплотнительные кольца. Теф­лон - мягкий, износостойкий материал, обладающий высокой термостойкостью. Уплотнительные кольца из тефлона обеспе­чивают хорошую герметизацию, уменьшают износ вращающих­ся деталей. Их стоимость ниже стоимости металлических уплот-иительных колец.

Тефлон гибок, и может адаптировать­ся практически к любой форме отвер. стия, что невозможно для металлических колец. Однако этот материал очень чув­ствителен к зазубринам, царапинам и попаданию в него металлических частиц Тефлоновые уплотнительные кольца изготавливаются либо с косым разре­зом , либо неразрезными. Следует отметить, что неразрезные те­флоновые кольца, по сравнению с ре­зиновыми и металлическими, способ­ны обеспечивать гораздо лучшую гер­метизацию сопрягаемых деталей. Уплотнительные кольца из веспела (Vespel) Впервые уплотнительные кольца из веспела были использо­ваны фирмой GMC в трансмиссиях 4Т60, 4Т60-Е и 4Т80-Е. Вес-пел - синтетический материал, прочность которого сравнима с прочностью твердых пластиков, но в то же время он достаточно петли эластичен. Поэтому уп-

лотнительные кольца -из веспела имеют превос­ходные износостойкие и уплотнительные качества.

Кольца из веспела со­стоят из двух частей: рези­нового кольца со специ­альным профилем попе­речного сечения и кольца, изготовленного из веспе­ла. Кольцо имеет ступенча­тый разрез и две петли, не­обходимые для нормаль­ной установки уплотнения в канавку.

3. ВТУЛКИ, ПОДШИПНИКИ, УПОРНЫЕ ШАЙБЫ И СТОПОРНЫЕ КОЛЬЦА

Втулки, подшипники, упорные шайбы и стопорные кольца ис­пользуются для осевой и радиальной фиксации деталей транс­миссии. Кроме того, упорные шайбы и стопорные кольца при­меняются для регулирования осевых зазоров, как в отдельных узлах, так и всего механизма АКПП. В каждой трансмиссии с АКПП имеется достаточно большое и, самое главное, разнооб­разное их количество.

Осевой зазор определяется величиной перемещения от­дельной детали или некоторого узла в осевом направлении. 346

Осевые зазоры необходимы, во-первых, для обеспечения нор­мальной работы дисковых фрикционных элементов управления и, во-вторых, для компенсации изменения линейных размеров деталей при их нагреве до рабочей температуры (80-90°С). Од­нако слишком большие осевые зазоры вызывают повышенное скольжение дисковых фрикционных элементов управления и бо­лее интенсивный износ деталей трансмиссии. Подшипники скольжения

Поскольку в трансмиссиях с АКПП используют планетарные передачи, характерной особенностью которых является полная Уравновешенность зубчатых зацеплений каждого планетарного Ряда в радиальном направлении, то это обстоятельство позво­ляет использовать вместо шариковых и роликовых подшипни­ков подшипники скольжения.

Подшипник скольжения представляет собой цилиндричес­кую втулку, изготовленную из мягкого металла. Они используют­ся в трансмиссиях с АКПП для фиксации в радиальном направ­лении барабанов блокировочных муфт и тормозов, валов, эле­ментов планетарного механизма и других вращающихся дета-

лей. Для обеспечения нормаль­ной работы подшипника скольже­ния на его внутренней поверхнос­ти делают спиральные канавки назначение которых - равномер­ное распределение масла по всей внутренней поверхности подшипника . Упорные шайбы Упорные шайбы используются в трансмиссиях с АКПП для фикса­ции деталей в осевом направле­нии, а также для регулирования осевых зазоров. Они изготавливаются из более мягких материа­лов, по сравнению с теми, из которых изготавливаются фиксируе­мые ими детали. Это объясняется прежде всего тем, что при вза­имодействии двух трущихся деталей больший износ должна иметь упорная шайба, поскольку эти элементы имеют по сравнению с остальными деталями АКПП значительно меньшую стоимость.

Как правило, упорные шайбы изготавливают из нейлона, пластмассы, бронзы или малоуглеродистой стали. В случае из­готовления у юрной шайбы из малоуглеродистой стали их по­крывают сверху тонким слоем меди. Часто для улучшения под­вода масла к трущимся поверхностям на поверхности шайбы делают несколько радиальных канавок.

Как правило, с помощью упорных шайб в трансмиссиях с АКПП осуществляется регулировка осевых зазоров. Для этого изготавливае ся набор шайб различной толщины. Таким обра­зом, сборщик, подбирая шайбу соответствующей толщины, имеет возможность установить осевой зазор таким, как это тре­буется по техническим условиям. Для того чтобы сборщику бы­ло проще и быстрее подобрать упорную шайбу требуемой тол­щины, их окрашивают в разные цвета или делают на них специ­альные метки. Каждый цвет или метка соответствует опреде­ленной толщине шайбы.

Упорные игольчатые подшипники

Практически в каждой современной модели трансмиссии с АКПП можно встретить упорные игольчатые подшипники. Подобно упорным шайбам, они используются для фиксации в осевом направлении вращающихся с высокой ча­стотой деталей.

Упорный игольчатый подшипник состоит из двух шайб, между которыми устанавливается сепаратор с радиапьно установленны­ми в нем иголками. Стоимость упорных роликовых подшипников больше стоимости упорных шайб, но в процессе эксплуатации они практически не изнашиваются и обеспечивают минимальную поте­рю мощности.

Стопорные кольца

Ни одна трансмиссия с АКПП не обходится без стопорных ко-яец, с помощью которых осуще­ствляется фиксация деталей в осевом направлении как отно­сительно валов и барабанов дисковых тормозов и муфт, так и картера трансмиссии.

Существует два типа сто­порных колец: для установки на внешней поверхности де­тали и для уста­новки во внутренней ее по­верхности

В некоторых трансмиссиях стопорные кольца использу­ются для регулировки осевых зазоров в дисковых фрикци­онных муфтах и тормозах •. Для этого их, так же как и упорные шайбы, изготав­ливают различной толщины, что позволяет сборщику устано­вить зазор в дисковом фрикционном элементе в соответствии с техническими требованиями.

Чаще всего стопорные кольца изготавливаются плоскими с прямоугольным поперечным сечением, но имеется ряд транс­миссий, в которых используются волнообразные стопорные кольца . Такие стопорные кольца позволяют обеспе­чить более мягкое включение фрикционного элемента.

Для облегчения установки и удаления стопорных колец неко­торые из них имеют проушины с отверстиями , предназначенными для использования специальных плоскогуб­цев, с помощью которых кольцо можно сжать и удалить или ус­тановить в канавку. Другие стопорные кольца не имеют таких проушин, их установка и удаление осуществляет­ся с помощью простой отвертки.