Эксплуатационные режимы работы трансмиссий с АКПП

Несмотря на то что в АКПП переключение передач происхо­дит автоматически, водителю все-таки предоставлена воз­можность вмешиваться в работу системы управления и выбирать тот режим движения, который необходим для данных нешних условий движения автомобиля. Для этого в системе правления предусмотрен ряд специальных режимов, кото­рые водитель может выбирать при определенных условиях движения. Эти режимы практически для всех автомобилей одинаковы, но при этом каждая модель имеет нею торые осо­бенности.

 

 

1. Диапазоны работы АКПП

Для управления автоматической трансмиссией в салоне ус­тановлен рычаг выбора диапазона работы коробки передач, ко­торый может быть установлен в полу между креслаг ш водителя и пассажира или на рулевой колонке. Этот рычаг, как правило, тросом соединен с клапанной коробкой, и с его помощью води­тель имеет возможность изменять кинематический диапазон работы АКПП. Напомним, что кинематическим диапазоном ко­робки передач называется отношение максимального переда­точного отношения I max к минимальному значению передаточно­го отношения I max коробки передач: d= I max \ I min

Помимо рычага выбора диапазона в салоне для задания спе­циальных режимов работы коробки передач имеется один или несколько переключателей. Как правило, информация о режиме работы трансмиссии отображается с помощью световых инди­каторов.

Рычаг выбора диапазона работы коробки передач имеет не­сколько положений, которые в зависимости от марки автомоби­ля могут иметь буквенное или цифровое обозначение. Количество этих положений может быть также различным, но на всех автомобилях обязательно имеются положения «Р», «R» и «N».

Позиция «Р» предназначена для установки в нее рычага вы­бора диапазона для случая длительной стоянки автомобиля, в этом положении в коробке выключены все элементы управле­ния, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение авто­мобиля невозможно. Переводить рычаг в эту позицию допусти­мо только при полной остановке. Перевод рычага в позицию «Р» во время движения категорически запрещен, поскольку может привести к поломке коробки передач.

Позиция рычага выбора диапазона «R» предназначена для включения передачи заднего хода. Установка рычага выбора диапазона в эту позицию допустима только при полностью ос­тановленном автомобиле, в противном случае в трансмиссии возникнут значительные перегрузки деталей, и она выйдет из строя.

Позиция «N» соответствует нейтрали. При этом в АКПП вы­ключены либо все элементы управления, либо включен только один, что не обеспечивает жесткую кинематическую связь меж­ду ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки вы­ходного вала в этом случае выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться.

Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными ко­робками передач, рычаг выбора диапазона имеет, как правило, четыре положения для движения вперед: «D», «3», «2» и «1». В некоторых моделях автомобилей диапазон «1» обозначается ла­тинской буквой «L».

На диапазоне «D» обеспечивается автоматическое переклю-. чение с первой по четвертую передачу. При нормальных услови­ях движения рекомендуется использовать именно этот диапа­зон. Для большинства автомобилей включение диапазона «D» не предполагает использование режима торможения двигателем.

При установке рычага выбора диапазона «3» разрешено дви­жение на первых трех передачах, т.е. включение четвертой (по­вышающей) передачи запрещено. Этот режим рекомендуется использовать при движении в городских условиях и по холмис­той дороге.

На диапазоне «2» в АКПП разрешено включение первой и вто­рой передач. Его использование рекомендуется при движении по горным дорогам, когда движение с большой скоростью не ре­комендуется из соображений безопасности. Кроме того, этот режим следует использовать во время буксировки прицепа или другого автомобиля. Для большинства автомобилей на этом ди­апазоне обеспечивается режим торможения двигателем.

Установка рычага выбора диапазона в положение «1», как правило, запрещает производить в коробке передач какие-либо переключения, т.е. движение возможно только на первой переаче. На этом диапазоне также реализуется режим торможения Евигателем. Диапазон «1» рекомендован для движения по кру­тым спускам.

На некоторых моделях автомобилей разрешение использо­вания повышающей передачи осуществляется с помощью спе­циальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состо­янии и рычаг выбора диапазона установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В против­ном случае включение этой передачи запрещено. Состояние си­стемы управления в этом случае отражается с помощью индика­нтора «О/D OFF». В случае разрешения использования повышаю­щей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается.

Для всех автомобилей с АКПП существует одно правило: дви­гатель можно заводить только при условии установки рычага выбора диапазона в положение «Р» или «N». Во всех остальных случаях двигатель заводиться не должен. Если это происходит, то, значит, в системе управления возникла какая-то неисправ­ность, и дальнейшая эксплуатация автомобиля небезопасна.

Перед началом движения необходимо выжать педаль тормо­за, перевести рычаг выбора диапазона в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслон­кой. После легкого толчка можно начать движение

При случайном переключении во время движения рычага вы­бора диапазона в положение «N», прежде чем вернуть его в нуж­ное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до оборотов холостого хода.

При кратковременных остановках, например у светофоров, переводить рычаг выбора диапазона в положение «N» не реко­мендуется. Необходимо удерживать автомобиль на месте с по­мощью ножного тормоза, отпустив при этом педаль управления дроссельной заслонкой. Перевод рычага из положения движе­ния в «N» и обратно при каждой остановке приводит к лишнему включению и выключению фрикционных элементов, что отрица­тельно сказывается на их долговечности.

При остановке на длительное время на горизонтальном уча­стке достаточно перевести рычаг выбора диапазона в положе­ние «Р», хотя для страховки можно использовать и ручной тор­моз. Если дорога имеет уклон, то сначала следует затянуть руч­ной тормоз, а затем уже перевести рычаг выбора диапазона в положение «Р». Благодаря этому уменьшается нагрузка на ме­ханизм блокировки выходного вала коробки передач.

2. Принудительное понижение передачи (Kick-down)

Для получения высокого значения ускорения, что бывает по­лезным, например, во время обгона, водитель должен нажать на педаль управления дроссельной заслонкой до упора. В этом случае в АКПП произойдет переключение на одну или две пере­дачи вниз. После того как водитель отпустит педаль управления дроссельной заслонкой, система управления АКПП перейдет в штатный режим работы.

Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время при­нудительного понижения передачи может возникнуть юз веду­щих колес, и автомобиль войдет в неуправляемый занос.

3. Буксировка автомобиля с целью запуска двигателя

Поскольку насос АКПП приводится от коленчатого вала дви­гателя, то запуск двигателя путем буксировки практически для всех автомобилей с автоматической коробкой передач невоз­можен, так как в этом случае в системе управления отсутствует давление и все фрикционные элементы управления, независи­мо от положения рычага выбора диапазона, находятся в выклю­ченном состоянии. Завести двигатель с буксира возможно толь­ко в том случае, если в АКПП имеется дополнительный насос, привод которого осуществляется от ведущих колес автомобиля. Таким дополнительным насосом оборудованы трансмиссии не­которых моделей автомобилей Mercedes. Но начиная с 1996 г. эта фирма полностью отказалась от использования дополни­тельного насоса.

В случае разрядки аккумулятора рекомендуется заводить дви­гатель путем использования аккумулятора другого автомобиля.