В мире есть всего две страны, где АКПП оснащено подавляющее большинство автомобилей – Япония и США. Казалось бы, уж в этих-то странах конструкция АКПП должна быть отработана до мелочей. Но «автоматы» американского производства никогда не отличались особой надёжностью. В отличие от японских. И когда Toyota вышла на американский рынок со своим люксовым брендом Lexus, надёжность автомобиля в целом даже при условии не очень качественного обслуживания, стала одним из самых значимых факторов роста популярности Lexus на американском рынке. Первые Lexus 430 отличались отменным запасом прочности, в том числе и в плане надёжности АКПП.

 

Автоматы Aisin Warner серии x40 были на редкость удачными – убить их было весьма трудно даже американцам, которые часто не следуют элементарным правилам обслуживания и эксплуатации. Наиболее частая причина их выхода из строя – примитивный износ, который наступает очень не скоро – тысяч через 400 пробега. При этом о проблемах такие АКПП сигнализируют заранее недовключением отдельных передач или шумом. На Lexus ранних годов выпуска ставились автоматы этой же серии, но с электронным управлением. Таким образом, диагностика таких АКПП Lexus значительно облегчилась и при условии своевременного обслуживания, ремонт АКПП Lexus ранних серий почти никогда не требуется. Единственная хроническая болезнь таких коробок – течи масла через манжету гидротрансформатора при больших пробегах. Но даже с текущим сальником при условии поддержания уровня жидкости в АКПП можно спокойно проехать не один десяток тысяч километров. Впрочем, замена не сложна и не очень затратна.

А вот владельцы более поздних моделей Lexus, в особенности полноприводных, рискуют «хлебнуть» трансмиссионного горя сполна. Дело в том, что автоматы серии U140F, A343F, A440F и U140H, (первые - для переднего привода, а вторые – для полного) уже не могут похвастаться феноменальной надёжностью. И прежде всего механической. В отличие от АКПП других производителей, ремонт АКПП Лексус этих серий чаще всего требуется капитальный. Проблема в планетарном ряде, который не отличается особой прочностью. Чаще всего страдают саттелиты, которые получают дополнительную степень свободы и просто перемалывают в труху механические части коробки. При этом такой дефект далеко не единичный. Но самое неприятное, что диагностика АКПП Lexus не всегда позволяет определить эту проблему на ранних стадиях. Виной тому шпилька, крепящая оси саттелитов в планетарной передаче. Понятно, что у неё может быть только два состояния – она либо крепко удерживает оси в правильном положении, либо не удерживает. А грань между этими состояниями весьма тонка – достаточно немного побуксовать в снегу либо тронуться с пробуксовкой, как шпилька разрушается и вместо АКПП Вы получаете железный ящик с металлическими опилками. Проблема ярко проявляется на полноприводных Lexus RX300 и LX470 – полный привод позволяет реализовать на колёсах гораздо больший момент. В итоге серьёзные механические проблемы с коробкой при пробегах в 150 и даже 100 тысяч километров далеко не исключение.

Проблемы с фрикционами и гидравликой на таких коробках – исключительная редкость. «Поджечь» фрикционы весьма трудно, скорее разрушится планетарная передача. А вот с гидравлическим блоком бывают проблемы. Типичный сценарий ситуации, когда из-за этого требуется ремонт АКПП Lexus, выглядит следующим образом: из-за океана приходит долгожданный 3-х летний Lexus с маленьким по уверениям продавцов пробегом и в отличном состоянии, довольный хозяин начинает активно ездить и радуется удачной покупке. Но проходит 2-3 месяца и начинаются проблемы с АКПП – чаще всего замедляется включение передач или пропадает задний ход. На станции, сливая масло из АКПП, обнаруживают чёрную жижу с обилием механических частиц.

В чём же дело? Дело в том, что масло и фильтр в российских условиях всё-таки надо менять, несмотря на уверения в том, что «всё рассчитано на весь срок жизни автомобиля». Почему? Да потому что в Америке это делают! Но делают очень часто неправильно – только проездив тысяч 50, американский владелец Lexus начинает задумываться о тех. облуживании. Визитом к официальному дилеру при этом многие себя не утруждают – дорого. Вместо этого посещают специализированные «пункты замены масла», где заодно (чтобы увеличить сумму счёта) меняют и масло в АКПП. При этом мало кто из таких ремонтников в курсе рекомендаций производителя, что для АКПП Toyota и Lexus подходит только Dextron III при этом крайне желательно с маркировкой «Toyota». В коробку заливается то, что под рукой и льётся во все чисто американские автоматы – Dextron I, II, а то и просто непонятная жидкость с надписью ATF на бочке. Довольный клиент уезжает и всё так же без проблем ездит ещё тысяч 30-50. К этому моменту как раз приходит срок менять машину (всё-таки уже 3 года) и она морем отправляется в Россию. А у нас даже самый дотошный владелец не обращает внимание на АКПП – мол, менять масло ещё рано, а работает идеально. И невдомёк, что в АКПП Lexus плещется вовсе не то, что должно. В итоге разьедаются фрикционы, частицы их накладок в виде механической пыли попадают в гидравлический блок, в нём забиваются каналы или зависают клапаны и золотники и коробка «встаёт».

Отсюда вывод – на подержанном Лексусе менять масло в АКПП надо обязательно, даже несмотря на уверения, что оно там залито «на весь срок службы».

Последний важный нюанс состоит в мощности двигателя, с которым агрегируется АКПП. Чем мощнее двигатель, тем больше внимания надо уделять АКПП. По статистике, основная проблема, из-за которой требуется ремонт АКПП Лексус – поломка планетарной передачи, встречается в 80-и процентах случаев на автомобилях с моторами большого рабочего объёма и/или с полным приводом. Поэтому, если у Вас мощный Lexus, то старайтесь избежать пробуксовки-АКПП будет целее.